Margarita (ritaxanka) wrote,
Margarita
ritaxanka

Categories:

Как мы занимаемся русским, английским, математикой, танцами и литературой...

Я уже писала и рассказывала вам, дорогие читатели, о том, как мы с Денисом занимаемся самообразованием. Хочу немного подытожить все ранее выкладываемое, для упорядочивания всего этого (это раз), а также для участия в одном очень интересном конкурсе "Растим гения" (это два). Данный конкурс проводят он-лайн Школа «Учимся играя» и Журнал «Счастливая мама» издательского дома Толока.


У меня двое маленьких гениев: сын Денис (4 года 10 мес.) и дочка Маша-Лиза (1,5 года). С ними обоими я стараюсь одинаково заниматься, развивая их творческий потенциал и широту кругозора. Мы и поем, и танцуем, и делаем зарядку по моей специальной программе, и учимся писать, читать, складывать, говорить по-английски, по-итальянски и по-французски... При этом я совсем не считаю, что мои домашние уроки могут навредить молодым, еще незатуманенным всякой ерундой мозгам или каким-то образом перегрузить детей! Все уроки и задания мы проводим в игровой форме: что-то рисуем, разукрашиваем, вырезаем, клеим, считаем, читаем, запоминаем и т.д.

В случае с Денисом, которому сейчас уже почти 5 лет (даже не верится!), задумываться о необходимости учиться, учиться и еще раз учиться, как завещал сами знаете кто :), мы начали, на мой взгляд, довольно поздновато... Первый малыш на руках такой неопытной и молодой мамочки, как я - это даже немного страшно... :) И как он выжил, да еще стал таким умненьким-красивеньким, ума не приложу!..

0-1 (2008-09 гг.)
Первые три месяца мы жили в городе, а после переехали на дачу, где у нас было много-много солнца, яркой зелени, цветов, ягод, кошек, собачек, жуков (может, именно поэтому Денис всем сердцем любит божьих коровок разных, кошек, собак, лошадок и пр., и все норовит их всех домой забрать?!)... Мы качались на качеле, гамаке, ездили на велике с папой, ходили смотреть скачки на ипподром. Если все это обобщить, то можно с уверенностью заявить, что до года у нас были только хлеб, зрелища и игры (ну, если вычеркнуть всякие животики, сопельки, прививки, бессонные ночи, плавно перетекающие в бессоные дни и т.д.) - развивающие сортеры разных сортов, пирамидки, кубики, паззлы, говорящие и поющие зверята, которые рассказывали стихи, декламировали алфавиты и распевали английские, неожиданно итальянские и русские песни... Еще мы с папой Денисычу очень много пели. Мы пели ему и Цоя с Элвисом Пресли под гитару, и детские песни, и вообще все, что знали. Поэтому Денис обладает отличным слухом и чувством ритма. Кроме игр дома, мы еще устраивали игры на улице: в тазике/ванночке/бассейне на даче, на траве голышом, зимой на санках и горках. А в 9 месяцев мы даже совершили первое серьезное путешествие (около 6 км): пошли в горы пешком, к красивейшим водопадам!!!







1-2 (2009-10 гг.)
В год с небольшим мы с Денисом пошли сдаваться в школу раннего развития, где успешно развивались примерно до 2-х лет, после чего пошли в садик. Не очень удачно, правда... Слезы были каждый день! Как вспомню - вздрогну... Наверное, в первый раз без этого мало кто в садик идет... Впрочем, мне же надо писать о наших домашних уроках! Где-то после года, наверное, мы стали покупать разные интересные книжки, в которых можно былочитать, рассматривать картинки и что-то делать еще. У нас были книжки-паззлы с загадками и сказками, книжки-болтушки с обожаемыми тогда Денисом "Бременскими музыкантами", книжки-игрушки с глазками, ножками, усиками... А еще Денис безумно любил наклейки, поэтому у нас был атлас мира с наклейками. Денисыч на удивление долго мог сидеть и приклеивать разных рыб, животных, полезные ископаемые и архитектурные памятники на их места на карте! А я ему в это время рассказывала о разных странах, в которых мы с папой побывали или только еще мечтаем побывать: о Японии, Австралии, Америке, Китае, Франции, Италии, России и т.д. Еще мы, конечно же, очень много читали - сказки, детские стихи, рассказы. Денис легко запоминал стишки и поговорки, чем мы, откровенно говоря, нахально пользовались и зачитывали ему их очень часто. Поэтому уже к 2-м годам Дениска легко рассказывал всем и про "Петю-Петю-Петушка", который "золотой гребешок"; и про "Муху-Цокотуху", которая "по полю пошла" и тра-та-та и "купила самосал" (это его интерпретация самовара была). :))))) После года мы стали путешествовать еще больше! Горы, горы, горы, разные озера, водопады и речушки были обязательной программой два-три раза в месяц!

В школе раннего развития



Дома с наклейками :)



Наши путешествия











2-3 (2010-11 гг.)
После поступления Дениски в садик я немного расслабилась, ушла в работу, чему не рада до сих пор. Нельзя было столь необдуманно перекладывать такое важное дело, как образование своего самого драгоценного, умного, красивого сынульки, на чужие, пусть даже более профессиональные, но все равно чужие! - плечи... Нет, у них в садике был и бассейн, и английский, на уроках которого Денис научился говорить Hi, my name is Denis. Но пропала какая-то связь между нами, я потеряла ощущение сопричастности к такому важному действу, как воспитание и образование ребенка до 3-х лет. Я оттчего-то решила, что садик даст больше, чем мы, родители, потому что там педагоги... И терпела эти каждодневные слезы и отсутствие контроля над программой обучения. Боже, как же я ошибалась!

В итоге, помог случай. В конце 2010 г. нам предложили переехать в другую страну по работе, так что мы легко и без каких-либо осложнений ушли из нашего первого садика и в эту другую страну переехали. Но до переезда кроме какой-то обще-образовательно-сомнительной садиковской программы, нам похвастаться, откровенно говоря, особо нечем... Мы только путешествовали, путешествовали, путешествовали, рисовали, лепили из пластилина и читали...









3-4 (2011-12 гг.)
В период от 3-х до 4-х я тоже несколько отвлекалась - переезд, плюс еще ожидание появления дочурки... Однако, мы с Денисом много времени стали проводить вместе, много гуляли, изучали неизвестный нам пока еще город, а дома Денис мне помогал и с посудой, и с мытьем полов, и с вышиванием! Мы с ним стали еще больше читать, уже не просто одиночные сказки или рассказы, а циклы сказок (например, про Синдбада-морехода или Алладина), а также наши первые книги - Винни Пух, Карлсон и т.д. Кроме этого, мы стали заниматься по развивающим книжкам, которые я покупала в магазинах. Там были разные задания по логике, математике, подготовке ручки к письму и много-много разных игр и поделок.









Когда Денису было 3,5 годика, у нас родилась Машуня. Я опять выпала из процесса и реальности. Но Денис же снова пошел в садик! Это был отличный, частный садик, с такими необходимыми предметами, как математика, английский, даже французский обещали с 5-ти лет, русский и знакомство с окружающим миром... И я снова и снова, уже в который раз, наступила на одни и те же грабли - расслабилась по поводу разных наук, постигаемых Денисом и занялась только Машулей...

4-5 (2011-12 гг.)
И вот, однажды, когда Маша уже немного подросла и окрепла, мы с ней играли в кубики. Строили башню. А кубики были с буквами. И я решила вдруг спросить, а знает ли Денис в 4,5 года вот эту бкуву (показываю Б)? Денис молчит. Показываю В - молчит... Буквы Г, Д постигла та же участь... И тут я поняла, что кроме родителей с детьми по-настоящему заниматься никто и никогда не будет. Все наше современное образование - садик, школа, институт - это все блеф! Результаты настолько стандартны, что после такого они уже и не могут по-настоящему зваться "результатами"... Читать разные умные книги о раннем развитии (тем более, что для нас оно было бы уже скорее поздним!), о разных методиках обучения чтению слогами или целыми словами я не стала. Я просто взяла алфавит, взяла обычный буквать, который мы купили еще в три года - и села со всем этим добром и сыном за стол. И вот, что у нас получилось:

Русский язык
Знакомиться с буквами самостоятельно мы начали в три годика, когда купили наш первый букварь. Я боялась перестараться в обучении и отбить интерес к чтению, поэтому мы проходили только гласные О, У, И, читали такие "слова" как Ау, Уа и т.д. Денису еще нравилось задание, где было несколько строчек с гласными буквами типа О у и А И у о О и а.., и т.д. и эти буквы надо было по-разному читать: маленькие тихо, шепотом, а большие громко. Потом у нас случился перерыв в обучении сроком на 1 год, что-то вроде академ-отпуска :) С новыми силами в 4,5 года мы взялись за букварь. Те же гласные А, У, О, Ы прошли легко и на ура! Однако, были трудности с пониманием звуков. Т.е. я начинала урок так: вот буква А. Послушай: Арбуз, Ананас, Африка. Еще буква А есть в слове "Маша". А как ты думаешь, есть буква А в твоем имени? И Денис затруднялся ответить, есть ли в слове "Денис" буква А... Тогда я, преодолев все свои бурно-кипящие чувства возмущения, снова и снова объясняла ему как звучит А или У... Дело пошло лучше. Однако, ненадолго... И уже на первых согласных, которые в букваре естественно ставили сразу в слоги, у нас случилась откровенная истерика! Денис буквально орал, что он устал, читать не будет и вообще, пойдет собирать лего... Я попробовала подключить наклейки - не пошло. Аппликацию - не очень... Мы с удовольствием вырезали носки, носорога и ножницы, приклеивали их на листик, где было корявенько выведено дрожащей Денискиной рукой "Н", но! слоги и слова так и не читались... Тогда я решила сделать ход конем! Денис уже прочно знаком с компьютером, айпадом и айфоном, на которых играет в разные игры (умные и не очень). Я борюсь с этим его увлечением с переменным успехом. Впрочем, сейчас не об этом. А о том, что именно компьютерная игра подкинула мне идею организации наших с ним уроков. Это была игра "не важно какое название у нее", суть которой состояла в поиске предметов. Денису очень нравилось рассматривать комнаты, каюты, самолеты и разыскивать разные вещи. И тогда я сделала Задание на каждую букву алфавита именно по этому же принципу: Денису предлагалось найти на картинке все старательно спрятанные мною слова на букву Т, К, С и т.д. И он с таким азартом втянулся в эту игру, что и слоги (я правда, уменьшила их количество), и слова, и целые предложения прочитывались легко и быстро! Мы сначала искали нашу букву на нашей доске (на холодильнике), затем рисовалии ее с помощью трафарета, потом писали ее рукой, потом думали, какие же слова на нее мы еще знаем, затем искали слова на картинке и потом уже читали с буквой слоги, слова и преложения. Заканчивался урок скороговоркой и чистоговоркой. Так мы прошли все 33 буквы русского алфавита.







Английский язык
Изучение английского мы начали также лет с 3-х, с самых простых слов, окружающих малыша - это были игрушки, животные, еда. А после успешного курса букв русского алфавита, мы решили пройти также и все английские буквы. Я нашла забавный English abc с русскими стишками, который мы взяли за основу. Добавили еще немного слов на заданную букву, написание и произошение самой буквы, и раскраску ее-красавицы в пятнистый горошек. Иногда у нас есть аппликация или какой-то тематический рисунок. Иногда - мультик. Стишки мы повторяем часто-часто, и вне урока, и на самом уроке, перед изучением новой буквы. Кроме алфавита, мы еще слушаем и танцуем под известные детские песенки на английском, смотрим мультики и фильмы в оригинале, иногда пассивно слушаем английскую речь (когда я с папой разговариваем на английском).

Кроме английского мы начали изучение итальянского и французского. Пока только первые фразы "Ми киямо Денис", "Грацие", "Бене", "Арривидерчи", но сразу после английского алфавита мы приступим к итальянскому с новыми словами! Тут еще и мой корыстный интерес есть, т.к. в отличие от английского, эти два языка для меня так же новы и незнакомы, как и для Дениса. :)









Математика
Какой же маленький гений и без математики?! Так подумала я и подключила еще уроки и по этой точной и увлекательной науке. Как мне рассказывал воспитатель в садике, математика Денису давалась легко (хотя, стоит ли сейчас об этом?). Но я все равно начала с нуля. Именно с 0. Затем 1, 2, 3... Мы рисовали цифру, затем считали предметы, которых было как раз столько же, после чего писали цифру самостоятельно. Кроме того, в интернете я нашла и распечатала несметное количество заданий на счет, логику, формы, которые мы подключили к нашим урокам.







География

После изучения разных континентов и стран мира в годик, в том самом первом атласе с наклейками, мы с Денисом решили пойти дальше и изучить все страны мира. Это очень интересно! Мы начали с Казахстана (где Денис родился и жил до 3 лет) и Украины (где Денис живет сейчас), затем пошли по соседним странам - Россия и Китай, Польша и Франция, а потом просто наугад брали первую понравившуюся страну или ту, которая была в мультике (например, Карыч из Смешариков был в Перу) и изучали ее. Что именно мы изучаем? Во-первых, это название страны, ее столица. Раньше названия писала я, теперь же Денис пишет их самостоятельно под мою диктовку. Затем мы находим страну на карте. Смотрим, какие страны рядом, какие моря или океаны. И потом уже смотрим, какой у данной страны флаг, заготовки которого у меня заранее подготовлены, поэтому мы их просто берем и приклеиваем! Ну и конечно наклейки. Куда без них? Их нужно разыскать и приклеить на нужное место в границах каждой отдельно взятой страны. Во время всего этого действа снова ведется рассказ об обычиях страны, ее жителях, были ли мы там или нет, поедем или нет, какие там есть животные и т.д.



Литература
Мы много читаем, каждый день, по две-три главы "Маши и Саши" например или по одной главе "Муфта, Полботинка и Моховая борода". Еще мы читаем и, конечно же, учим стихи. Вначале я предлагала запомнить стихотворение сама, т.е. например читаю Пушкина, затем говорю: !А давай выучим? А потом бабе расскажем?". Теперь Денис выбирает стихи сам, и очень-чоень быстро запоминает их. Буквально за 2-3 прочтения! Это поразительно. Вот недавно просто читала стихотворение Бориса Заходера "Где поставить запятую", просто так читала. А Денису понравилось! Он сам его вспомнил на следующий день, мы его повторили, нарисовали - и запомнили. Я выложу наиболее яркие наши выступления здесь:






Природоведение
Недавно я вспомнила о том, что еще есть и другие науки, кроме математики и родного и иностранных языков. Поэтому мы с Денисом стали вести дневник погоды, познакомились с живой и неживой природой, стали чаще обращать внимание на прогулках на деревья и цветы вокруг, называть их, рассматривать их в книжках, знакомиться с царством зверей. Я рассказываю Дениске то, что знаю и помню сама, или мы вместе узнаем что-то новенькое. Тут конечно материала не на один год, так что скучно не будет!





Творчество
Творческая личность подразумевает наличие творческого потенциала, а где его взять? Конечно, нарисовать, слепить или вырезать и приклеить!!! :)))))







Активный досуг

Свободное от занятий время мы стараемся посвящать активному отдыху. Каждые выходные мы куда-нибудь едем, идем, катимся, скачем, плывем или даже летим!!! Мир вокруг нас настолько ярок, необычен и необъятен, что просто невозможно усидеть дома, это все надо увидеть и прочувствовать самому!!!







Ссылки по теме:
- и снова я предлагаю еще раз (или впервые) прочитать о том, Как мы с Денисом разные буквы и страны учим;
- а еще можно даже посмотреть видео одного нашего урока - Буква С для бабы Светы;
- кроме русского алфавита, мы, конечно же, еще изучаем английский - How we are learning English;
- еще мы много читаем - Как мы пристрастились читать, перечитывать и зачитываться детскими книжками;


Tags: denis, Дома
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments